Я убежден, что любой труд должен быть оценен по справедливости. Справедливая оценка труда - залог стабильности экономики страны, залог благополучия ее граждан. Работать бесплатно, ради социальных нужд или дружеских отношений - значит презирать труд себя и других. Не требовать оплаты за свой труд - значит считать его ничего не стоящим, а самого себя - незначимым. Не требовать оплаты за свой труд - значит отрицать право на оплату тех людей, кто ее требует.
Честная оплата труда - благо. Безвозмездный труд - зло. Нельзя жертвовать своим благом ради других людей, так как суть жертвы - получение блага без права на него. Нельзя требовать от других идти на жертвы ради тебя, так как это - суть рабства. Если бы меня попросили что-то сделать бесплатно – я отверг бы это как самое страшное зло.
Я не выше окружающих и не ниже них. Мы сотрудничаем на равных по обоюдному согласию и для обоюдной выгоды. Но я работаю исключительно ради собственной выгоды, которую получаю от продажи своей продукции людям, которые хотят и способны покупать ее.
Я не хочу жить ради тех, кто хочет сохранить свои силы через трату моих. Я не произвожу во имя их блага за счет своего, а они не покупают во имя моего блага за счет собственного. Моя цель - мое собственное благо, и я презираю тех, кто отказывается от своего или не ставит его своей целью.
Я богат и горжусь тем, чем владею. Я сделал свои деньги собственным трудом, путем свободного обмена и по добровольному согласию каждого человека, с которым имею дело, добровольному согласию тех, кто принимал меня на работу, когда я начинал, добровольному согласию тех, кто работает на меня сейчас, и тех, кто покупает мою продукцию.
Я отказываюсь считать виной тот факт, что я богат. Я не виноват в том, что в своей области я лучше, чем большинство людей, в том, что мой труд имеет большую значимость, чем труд других, в том, что другие желают платить мне. Я отказываюсь считать виной свои способности и свой успех. Я отказываюсь извиняться за свое богатство.
Хочу ли я платить своим сотрудникам больше, чем стоят для меня их услуги? Нет. Хочу ли я продавать свои услуги дешевле, чем желают платить мне мои заказчики? Нет. Желаю ли я продавать их в убыток или раздавать бесплатно? Нет. Это мои принципы. Я зарабатываю на жизнь так же, как должен зарабатывать каждый честный человек.
Это моя мораль, и я не признаю никакой другой.
Что мне в этом тексте не понравилось."Справедливая оценка труда - залог стабильности экономики страны, залог благополучия ее граждан". Что такое "справедливая оценка"? Что является объективным критерием справедливости? Для участкового врача зарплата в 6 тысяч руб. - это справедливая оценка труда? а 60 тысяч? Где грань?
Далее, автор исходит из позиции, что основная цель любого труда - получение материальных благ. Взгляд очень узкий, так как есть еще и нематериальные блага.
Многим просто нравиться то, чем они занимаются (писатели, археологи, программисты,...).
Многим нравится бесплатно помогать другим людям (сестры милосердия, и т.п.). Работая так люди тоже получают блага - но их меряют не деньгами, а чем-то другим. Собственным счастьем, например.
И в этом контексте фраза "Работать бесплатно, ради социальных нужд или дружеских отношений - значит презирать труд себя и других. Не требовать оплаты за свой труд - значит считать его ничего не стоящим, а самого себя - не значимым." - в корне неверна.
"Безвозмездный труд - зло." Интересный тезис. Неясно - почему? Может из-за демпинга?
Ну то есть знакомый Вася может починить кран за 2000 рублей, а друг Петя сделает это бесплатно - Петя просто будет рад помочь другу. На лицо явный демпинг, который не может радовать Васю - он недополучил 2000 руб. столкнувшись с демпингом. Что я могу сказать - это проблема Васи. Он может пропиарить свои услуги делая упор, например, на качество (Вася сантехник в 3м поколении). зачастую "дружеские" услуги как раз страдают от низкого качества. Но это уже нормальная, аргументированная конкуренция.
Так что зло это - для тех капиталистов, которые не хотят конкуренции.
"Нельзя жертвовать своим благом ради других людей, так как суть жертвы - получение блага без права на него." Опять упускается из вида нематериальная составляющая. Может, человек жертвует своим благом, но взамен получает вселенскую гармонию и бесконечное счастье от содеянного?
Насчет абзаца про "обоюдное добровольное согласие" о "покупке продукции". Бандит на дороге может спросить - "жизнь или кошелек?". Жертва обычно добровольно, по собственному согласию, выбирает жизнь, отдавая кошелек. Монополист на рынке нефти может сказать - "хотите - покупайте бензин за 30 руб./литр, не хотите - не покупайте и ходите пешком. Вы - свободны делать свой добровольный выбор". Тоже самое с зарплатами и работниками. Если в городе безработица и 3 человека на вакансию, то люди "добровольно согласятся" работать за гроши. Будет ли это "справедливой оценкой"? Не знаю. Зато добровольной.
И наконец, мы приходим к главному тезису "Я отказываюсь считать виной свои способности и свой успех. Я отказываюсь извиняться за свое богатство". Вот тут все зависит от того - как человек нажил свое богатство? Если честно - да пожалуйста (в конце цитаты автор называет себя честным человеком). Но, положа руку на сердце - о каком процент богатых людей можно сказать, что они честно нажили свое богатство?
Резюме.
Многие тезисы выглядят очень правильными, разумными и справедливыми.
Но, поскольку тема морали, честности и нематериальных благ абсолютно не раскрыта - смысла в ней мало.
No comments:
Post a Comment